Актриса Валентина Титова известна не только своими экранными ролями, но и удивительной красотой, неподвластной годам. А еще умением говорить на экране без слов - только взмах ресниц, поворот головы, полуулыбка, и ты в плену у этой женщины. «Метель», «Щити меч», «Дни Турбиных» - всего 110 киноролей...
Биография Валентины Антиповны Титовой, уникальна: она работала с такими замечательными режиссерами, как Швейцер, Данелия, Кулиджанов, Ростоцкий и, конечно, Владимир Басов, ее первый муж, отец ее двоих детей. Это он, увидев ее на киностудии, решил сразу и бесповоротно: «Женюсь!» Такой удивительной манкостью обладала эта красавица из Подмосковья.
- Вы были единственным ребенком в семье?
- Нет, у меня есть старшая сестра Нина, она живет в Екатеринбурге. Еще был брат, моложе меня на пять лет. Я перетащила родителей и его в Москву, но на его долю выпала несчастливая судьба - его убили.
- Говорят, Георгий Александрович Товстоногов вас очень любил?
- Да, действительно, Товстоногов меня боготворил, я была его надеждой. А я влюбилась в Славу Шалевича и потеряла голову. Однажды из Москвы, куда я постоянно летала к Шалевичу, задержали вылет самолета, и я появилась только к концу репетиции, а репетировали не что-нибудь - знаменитые «104 страницы про любовь» Радзинского, у меня была главная роль. Но Товстоногов был добр ко мне, и наказания не последовало, что очень возмутило всех моих однокурсников. Все-таки вернее сказать, что он был именно добр ко мне, а не любил меня.
- Как вы познакомились с Вячеславом Шалевичем?
- Я приехала из Питера на летние каникулы в Свердловск. А Театр Вахтангова был там на гастролях. Я пришла в театр, а мест уже нет, все продано, не попасть, Свердловск всегда был театральным городом. Ну, я пришла как Товстоноговекая ученица - конечно, все обалдели, это на нас было как клеймо: «Породистый скот. Принадлежит Товстоногову». Меня пустили в оркестровую яму, еще спросили, не обиделась ли я. Там уже стояли несколько человек, а актеры со сцены смотрели туда, в яму, ну и Слава тоже. Потом остались после спектакля -и мы, и они, вот так и познакомились. Но он вернулся в Москву, а я - в Питер. Мы оба тогда будто сошли с ума, это был смерч.
Мы очень любили друг друга, но у него ничего не было - негде жить, негде встречаться. Кроме того, он ведь был женат, и недавно родился ребенок, и меня не отпускало ощущение вины - из-за меня рушилась семья. Мы писали друг другу письма каждый день, но его не было рядом. Ему было 28 лет, и он, что называется, был нарасхват. К примеру, помню, как поехала вместе с ним на съемки, и Эльза Леждей просто не сводила с него глаз.
- А как в вашу жизнь вошел Басов?
- Я поехала на кинопробы «Гранатового браслета» в Москву, о роли даже не думала, просто две ночи, проведенные в роскошном купе, и 10 рублей за пробы - по тем временам приличные деньги, были для меня поистине подарком. Но я и представить себе не могла, какой крутой вираж сделает судьба! Меня увидел ассистент режиссера Владимира Басова, тогда уже признанного мастера. Он снимал пушкинскую «Метель». Меня пригласили в павильон, попросили подождать. Вошел Басов, посмотрел на меня и царственным голосом сказал: «Ну что, будем сниматься». А я неожиданно для себя ответила: «Студентам сниматься запрещено» - и вышла. Оказывается, Басов отреагировал мгновенно: «Женюсь!»
- И вы сразу согласились стать женой Басова?
- Все не так просто. В мае 1964-го он приехал делать мне предложение. Причем прихватил для храбрости сценариста Лешу Леонтьева. Было часов 12 дня, я пришла к ним в номер, и вдруг звонок... Шалевича. Оказывается, Слава приехал в Питер и ждал меня под окнами гостиницы. Как он узнал, что я у Басова, что Владимир приехал ко мне, осталось загадкой. У меня состояние аффекта, я не знаю, что делать! На помощь пришел Леша: «Валя, пойми, надо выбирать жизнь, а не какую-то там любовь. Басов - это верняк! Потом, он взрослый, на 18 лет старше тебя, значит, сверкать глазами на всех уже не будет. Он личность, заслуженный деятель искусств, только что снял «Тишину». Да, был два раза женат, пока нет квартиры, но строит кооператив от Мосфильма».
Я все выслушала и... пошла на встречу с Шалевичем. Он провожал меня в БДТ, так как у меня была назначена репетиция. И я сказала ему: «Слава, Басов предлагает мне выйти за него замуж». На что Слава ответил: «Но я тоже могу на тебе жениться!» Может! Уже год прошеп!.. Сейчас я понимаю, его в тот момент поступила правильно. Хотя Славу люблю до сих пор.
- И началась тихая семейная жизнь?
- Нет, Басов меня обманул. Представление отдельно - жизнь отдельно. Когда я окончила студию, то была уже беременна, а он исчез. Это вам для хорошей сказки.
- Но он же появился!
- Появился. Ему не хотелось расписываться. В результате я рожала как попало. Жила в Москве у моей подруги, которая старше меня на 25 лет. Потом родила. Под окнами роддома стоял второй режиссер, разговаривал со мной, приносил передачи, а Басов бродил где-то в кустах. Ему было стыдно. Так что у меня в голове как-то быстро все просветлело. Из роддома меня также забрал второй режиссер с женой, а уже в машине сидел Басов. Где-то через месяц пришла женщина из загса и сказала, что ребенка надо регистрировать. Басов лежит в гостиной, его мама в своей комнате - куда мне ее приглашать, я здесь не хозяйка. Стоим в прихожей. Она говорит: «Давайте я все запишу, а как начнете гулять с ребенком - я-то на самом деле давно уже гуляла, приходите и заберите свидетельство о рождении. Как зовут ребенка?» - «Александр». - «А отчество?» В комнатах гробовая тишина. Я говорю: «Валентинович». - «Фамилия?» - «Титов». Тишина. Ау?! Мертвый дом.
Она ушла, я вернулась в комнату и подумала: «Ребята, вы мне не нравитесь!»
Потом мы все-таки пошли в загс, хотя я уже не хотела с ним расписываться, но он сказал, что нужно взять Сашины документы. Почему-то вынесли книгу на ступеньки при входе, и я там где-то расписалась. Было, естественно, все переделано, Саша стал Басовым. Потом мы поехали, купили пол-индюшки и бутылку коньяка, посидели на кухне...
Так вот, белое платье - это для идиоток! Белое платье так и не состоялось, и не одной свадьбы у меня не было. Второго мужа - оператор Георгий Рерберг, тоже корчило, когда мы расписывались. А кого-то зовут замуж, несут на руках... Я балдею, это не про мою жизнь.
- Но, несмотря на все трудности совместной жизни, вы решились на второго ребенка?
- Конечно, Басов покорил меня своим талантом, хотя относился ко мне, как к секретарю-машинистке - подай, принеси.
Лиза родилась через четыре с половиной года после Саши. И спасла меня. Да, буквально спасла.
Я же получила не просто мужчину, а великого мужчину. И примерно в то время, как она родилась, этому великому мужчине начались бесконечные звонки, и разные женские голоса просили его к телефону. Я долго молчала, но потом как-то не выдержала и сказала, что если это не прекратится, я ночью поставлю ему на физиономию раскаленный утюг. Звонки прекратились.
А Лиза очень помогла - я продержалась тогда, потому что крутилась, как сумасшедшая, горевать было некогда.
Много было работы по дому, очень много. Басов съедал за один присест кастрюлю борща. Какая женщина может быстро столько приготовить? И съемки у нас шли одновременно. Приехали мои родители, мы купили им квартиру, но они отказались сидеть с детьми - мама любила папу, а папе мешали дети.
- Вы прожили с ним 14 лет, а потом ушли. Вот так встали, забрали детей и ушли?
- Действительно, встала и ушла. Хотя этого могло и не быть. Ведь, несмотря на все, я по-настоящему любила его, очень любила. А уйти решила после того, как попала в раковый корпус. У меня обнаружили опухоль. Когда я туда попала, всех шестерых, что пришли вместе со мной в это отделение, вынесли. После операции, когда я уже пошла на поправку, врач спросил: «Какие у вас дома условия? Вам нужен полный покой, в противном случае постарайтесь сменить обстановку».
Я нашла квартиру. Перебралась туда. Басов уговорил детей поехать с ним за границу и там втолковывал им, что надо всем жить вместе, и мама обязательно вернется. Но я не вернулась, потому что речь шла о том, чтобы остаться в живых.
Лиза тогда уже училась в Ленинграде, в Вагановском балетном училище, а Саша жил с отцом. Потом пошли суды, Басов пытался лишить меня материнства, но я понимала, что ему просто не хочется менять квартиру, он и прожил там до конца дней. Хотя ведь поначалу мы подали заявление на раздел квартиры, и я все ждала, ждала, пока мне не сказали - мол, не ходите зря, Басов написал заявление, что вы помирились. Как он не мог понять, что не квартира делает человека счастливым, а гнездо, если оно в ней свито. Только со мной там была жизнь, а без меня - пустота. Первый год Владимир забивал холодильник продуктами, звал людей и говорил - посмотрите, мол, какой я отец! Но уже на следующий год в холодильнике было пусто.
Конечно, Басов пытался меня вернуть, но он стал другим человеком и не понимал - как вернуть. Нет, вернуть было уже невозможно. И хоть все кругом кричат, что это я его погубила, угробила, на самом деле я устроила ему такую жизнь, что 12 лет он сиял на небосклоне кинематографа. Так что я не погубила его, а дала ему расцвести. И я, в свою очередь, благодарна ему за то, что он ввел меня в круг своих друзей, замечательных друзей, которые стали моими близкими людьми...
- Именно в это время в вашей судьбе стал принимать участие Георгий Рерберг?
- Мы познакомились чуть раньше, в 1977 году, на съемках «Отца Сергия». Он делал с Тарковским «Зеркало», с Кончаловским - «Асю Клячину», «Первого учителя», «Дворянское гнездо». Но он сразу понял, что я не из тех, кто идет на романы, для меня они просто не существовали, они мне не интересны, я не нанизывала любовников на нитку. Я считаю, что роман обязательно должен кончаться свадьбой. Он все не мог понять, что я за женщина, которой ничего не нужно, - тихий угол, и все. И до тех пор, пока я не развелась с Басовым, он ко мне не прикоснулся. И такое он тоже видел впервые.
Галина Семеновна, мама Гоги, была ректором консерватории, мы жили вместе, отношения потихонечку налаживались. И опять на мне было все хозяйство, и опять я готовила обеды, завтраки, ужины, потому что муж любил поесть. У меня создавалось такое впечатление, что раньше он просто не ел.
Я понимала, что искренне люблю этого человека. Мы прожили 22 года. Когда он умер, это стало для меня сильнейшим ударом.
- А какие отношения были у ваших детей с новым мужем?
- Замечательные. Тем более что дети были уже взрослые. Саша даже успел жениться, правда, брак был недолгим. В профессии он пошел по стопам отца, стал кинорежиссером и сценаристом. А Лиза после окончания балетного училища уехала работать в Грецию, там вышла замуж и родила мне замечательную внучку Ариадну.
- У вас есть мечта?
- Написать сценарий о женской судьбе. Про это так мало пишут, а женская судьба - это всегда удивительно, неожиданно, стандартов не существует.
Спасибо - стараемся подыскивать интересные статьи, Валентина Титова - действительно великолепная актриса и просто очень интересный человек )
Будем выкладывать дальше )
Биография: Титова Валентина Антиповна родилась 6 февраля 1942 года в городе Калининграде Московской области. Откуда ее семья была эвакуирована в Свердловск. Где прошло её детсво и состоялся первый дебют в свердловском Театре юного зрителя. По окончании школы в 1960 году Титова поступила в Свердловское театральное училище. Проучившись два года, она отправилась в Ленинград, где оказалась в Большом драматическом театре. Вскоре она выходит за муж за Владимира Басова, у них родились сын Александр и дочь Лиза. Конец шестидисятых, начало семидесятых - расцвет творчества Валентины Антиповны. Она много снимается в кино, порой в главных ролях, но чаще - в ролях второго плана. Причем наиболее часто Валентина снимается в картинах своего мужа Владимира Басова. Один из самых ярких фильмов где ей довелось сняться, фильм «Щит и меч». Потом были «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Дни Турбинных», расставание с Басовым и выход за муж за Георгия Рерберга. В девяностых - двухтысячных - Валентина Антиповна снимается в фильмах «Любить по-русски», «Любить по-русски 2», «Нечаянная радость», «Нежный возраст» «Десантный батя», «Амазонки».
1963 - Все остается людям
1964 - Метель, Цари
1966 - Восточный коридор
1967 - Фокусник, Продавец воздуха
1968 - Щит и меч
1970 - Карусель
1971 - Море нашей надежды, Возвращение к жизни
1972 - Опасный поворот, Город на Кавказе, Вашингтонский корреспондент, Большая перемена
1973 - Нейлон 100%, Не пройдет и года, И на Тихом океане
1975 - Шаг навстречу, Долгие вёрсты войны, Восход над Гангом
1976 - Дни Турбиных, Сентиментальный роман, Живите в радости
1977 - Семейные обстоятельства, Обмен, Мимино, Гонки без финиша
1978 - Целуются зори, Расписание на послезавтра, Ралли, По улицам комод водили, Отец Сергий, Обман, Звезда надежды
1979 - Тяжелая вода, Карл Маркс, Голубой карбункул
1980 - Петровка, 38, Однажды, двадцать лет спустя, Звездный инспектор, Гражданин Лешка
1981 - Фруза, Карнавал, Звездопад
1982 - Личные счеты, Государственная граница
1983 - Нежный возраст, Водитель автобуса
1984 - ТАСС уполномочен заявить, Заморозки имеют место, Завещание профессора Доуэля, Восемь дней надежды
1985 - Тетя Маруся, И на камнях растут деревья, Змеелов, Завещание
1986 - Железное поле, Верую в любовь
1987 - Экзамен на директора, Шантажист
1988 - Меня зовут Арлекино
1989 - Это было у моря, Ночевала тучка золотая, Женщины, которым повезло
1990 - Бес в ребро
1991 - Штемп, Царь Иван Грозный, Семьянин, Непредвиденные визиты, Безумная Лори
1992 - Преступление не будет раскрыто, Официант с золотым подносом, Дымъ
1995 - Любить по-русски, Дом
1996 - Любить по-русски-2
1999 - Умирать легко, Женщин обижать не рекомендуется
2000 - Нежный возраст
2003 - Другая жизнь - сериал
2004 - Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант
2005 - Нечаянная радость
2009 - Десантный батя
2011 - Амазонки - сериал
Валентина Антиповна, спасибо Вам огромное за участие в передачах "Наедине со всеми" Юлии Меньшовой, во всех передачах Андрея Малахова "Пусть говорят", каждое Ваше слово: точильный камень, или вода дающая жизнь, в каждом слове: зерно истины, помогающее каждому человеку. Просто, восхищаюсь Вами во всех передачах. Здоровья Вам, процветания, больше радостей и благополучия.
Шикарная женщина, талантливая актриса, красивая стать! А какая мудрая! Большая умница! Каждое ее появление на экране жду с большим нетерпением . Постоянно смотрю и пересматриваю фильмы с ее участием! Дай Бог ей здоровья!!!!! И как можно больше сниматься, сниматься и еще раз сниматься! Чтобы молодое поколение увидели какие талантливые и красивые люди есть на свете!
Вчера по первому в передаче с Юлией Меньшовой Титова показала себя далеко не с лучшей стороны, я даже такого от неё не ожидала. Не стесняясь говорила как к ней относились друзья. Вышла замуж на Басова и все подруги от неё отвернулись, якобы позавидовали. Потом когда разошлась с Басовым опять все друзья и подруги от неё отвернулись. Что ж это такое? Все вокруг такие плохие, а она такая хорошая? После этого начинаешь думать а были ли у неё вообще друзья? Да и кто такой Басов что бы так его высоко поднимать. А этот эпизод с регистрацией в ЗАГСЕ на ступеньках крыльца она вспоминает как какой то великий поступок. И ешё говорит что такое мог сделать только настоящий мужчина. Даже жениться и то по блату... Хоть что то от совести осталось? По моему нет. Да любая уважающая себя женщина плюнула бы ему в ржу. А она теперь это ставит ему в виде его заслуг? Или уж настолько опошлились у этих людей понятия о порядочности.
Этот выпуск старый. Он снят 27 апреля. Только вот чего его гонять по нескольку раз в эфире, тем более что рейтинг от этого ролика у Титовой не поднимется. Или все равно как лишь бы на экране засветиться?
Вы полагаете осуждать "чужой интеллект и чужие пассажи" - проявление интеллекта собственного? Ее хотя бы "интересно слушать" как Вы пишите... А "жесткость и характер-кремень" более выигрышные качества, чем слюнтяйство и показушное сочувствие. Правильно делает, что любит себя и никому не позволяет собой манипулировать. Как говорится сам себя не похвалишь или как к себе относишься, так и люди тебя воспринимают. Умная красивая талантливая женщина и актриса!!! Здоровья ей и долголетия.