Актриса Анни Жирардо с детства мечтала о сцене. Впрочем, какая девчонка не мечтает стать актрисой... Но мне повезло! В 14 лет сыграла свою первую роль и получила за нее приз. О! Это было счастье... Позже окончила драматическое отделение консерватории в Париже. Играла в театре Комеди Франсез. Успех пришел после первой театральной роли в пьесе Жана Кокто Пишущая машинка.
В кино с 1956 года. Первая настоящая роль - Надя в фильме режиссера Лукино Висконти Рокко и его братья в 1960 году. Признаюсь, на эту роль сильной и гордой женщины, самостоятельно решающей свою судьбу, меня вдохновила Настасья Филипповна. Идиот Достоевского с большим успехом шел в Комеди Франсез, и я играла Настасью Филипповну.
- Каждая актриса наделяет образ и своими индивидуальными чертами, не так ли? Какие черты женского характера для вас предпочтительны?
Я считаю, прежде всего играть надо не просто характеры, а настоящую жизнь.
В момент нашей беседы, происходящей в гостиной театра Ромэн, куда Анни Жирардо пригласили на одну из лучших постановок Мы - цыгане, пришли и актеры цыганского театра, чтобы поприветствовать французскую кинозвезду. Шутки, смех, обмен мнениями за чашкой чая и, конечно, гадание...
Анни Жирардо, как и мы все, с большим любопытством отнеслась к предложению узнать о своей жизни по линии на руке. Думаю, актеры Ромэн слукавили с гаданием: они и так без всякой хиромантии знали обо всем, что свойственно яркой натуре Жирардо. Но надо было видеть, как им, в свою очередь, подыгрывала Анни. Она вздыхала, смеялась, удивлялась и в конце концов сказала, что должна непременно выучить русский, чтобы общаться без переводчика.
Хотите узнать маленькие секреты Анни Жирардо, послушайте цыганские гадания...
- Анни, вас часто принимают за рациональную женщину. Но это не так... Вы просто чрезвычайно умны и обладаете сильным характером и в то же время, как и многие женщины, очень ранимы.
- Да, да,- соглашается Жирардо,- это действительно так. Абсолютная правда и то, что я верю в людей, и то, что я оптимистка по натуре. Вы удивительно правильно отгадываете мой характер.
...Пока идет эта импровизированная игра, я пристально рассматриваю любимую актрису, у которой взрослая дочь Джулия, тоже актриса, и очаровательная трехлетняя внучка, но Анни по-прежнему обаятельна и молода. В чем секрет? Вы думаете, что актрису спасают грим, косметика? Ошибаетесь. По крайней мере на лице Анни Жирардо нет и тени косметики. И, по словам режиссеров, в кино она снимается почти без грима. А что делает ее привлекательной? Ум, естественность в общении, эмоциональность.
- Я воспринимаю жизнь в движении, поэтому мало бываю дома, в родном Париже. Постоянно съемки, поездки. Вот и в Россию приезжаю уже не первый раз. Первый раз в шестидесятых годах была несколько дней в Москве по приглашению Сергея Герасимова, где сыграла небольшую роль в фильме Журналист. Как то меня пригласили сниматься в фильме кинорежиссера Валерия Ахадова Руфь.
- О чем этот фильм?
В основе картины - подлинная судьба французской пианистки Веры Лотар-Шевченко.
В тридцатые годы она вышла замуж за сотрудника советского посольства в Париже. Некоторое время спустя Шевченко был отозван в Москву, и жена поехала с ним. Трагическая судьба семьи: Шевченко расстреляли, а Вера оказалась в сталинских лагерях, где провела без малого двадцать лет...
Этот фильм свел меня с замечательными русскими актерами. В нем играют Ирина. Поль, то есть Паша...Я думаю, это будет хорошим началом... Когда-то нужно остановиться, хоть ненадолго, и отдохнуть от кочевой жизни, которую мы, актеры кино, ведем весьма интенсивно. Кочуем, как некогда кочевали цыгане. Впрочем, они мне близки именно схожим образом жизни. Не случайно я снималась в югославском фильме Цыган, а сейчас с удовольствием смотрю на сцене постановку Мы - цыгане.
- Кстати, когда был учрежден Международный день театра?
В 1961 году на 9-м конгрессе Международного института театра, который проходил в Вене. А день 27 марта был приурочен к открытию сезона Театра наций в Париже. Тогда же было решено все события, связанные с этой датой, проводить под девизом Театр как средство взаимного понимания и укрепления мира.
Да, Франция - родоначальница многих видов искусства, в том числе и кинематографа, изобретенного братьями Люмьер.
- Анни, как вы относитесь к фильмам, в которых сыграли главные роли?
Фильм - это ребенок, который производится на свет сообща. И каждый из родителей за него в ответе. Каждый актер - участник, а не слепой исполнитель чужой воли. И я - за настоящий поиск, равноправное сотрудничество.
- Советские зрители помнят комедии, где вы играли рядом с такими популярными французскими актерами, как Луи де Фюнес, Пьер Ришар и другие. Вы создали комический типаж средней француженки с неустроенной личной жизнью.
Да, этот образ в дальнейшем эксплуатировали во многих коммерческих фильмах. Надо сказать, что французский кинематограф нацелен порой исключительно на мужчин.
А женщины оказываются только при них: их находят или бросают...
- Но вы укрепили женское положение, если можно так выразиться, на экране, сыграв множество женских ролей, составивших стержень сюжета. Ваши героини были самой разной профессии - от водителя такси до комиссара полиции. И каждая из них по-своему прекрасна. Какая из сыгранных ролей вам особенно дорога?
Мне довелось сыграть очень серьезную роль педагога в фильме Андре Кайятта Каждому свой ад. В основе этой ленты лежат реальные события. Фильм расследует историю преступления, которого, по сути, не было. Поводом к съемке картины послужила смерть молодой марсельской учительницы. Шквал откликов в прессе. В Музее современного искусства группа художников организовала выставку Кто убивает... Шарль Азнавур запел с эстрады песню Габриэль, посвященную учительнице.
Нелегкая судьба постигла учительницу Габриэль Рюссье. Судебные власти подвергли превентивному заключению эту преподавательницу лицея, которая по доносу родителей якобы растлила их семнадцатилетнего сына Кристиана. Габриэль провела два года в тюрьме среди воровок и наркоманок. Это было в конце шестидесятых годов.
Я приняла на себя всю ответственность за духовный облик моей героини Габриэль. Старалась восстановить в деталях всю ее жизнь, сделать психологический портрет учительницы, защитить ее от лжи. Право, это сделать было нелегко: единоборство одиночки с консервативным законом и ханжеством общества. Играть Учителя вообще трудно, тем более отстаивать право человека на собственные мысли, суждения, вкусы и чувства. Я искала новые краски в романтической нерастраченной женской душе, которая сумела противостоять людской травле. Это был протест против чужого вторжения в личную жизнь человека.
Роль отняла у меня много душевных сил. Физически и морально подорвала и опустошила меня. И не потому, что страшен сюжет. Мы разошлись с режиссером в главной концепции фильма. Кайятт отказался заменить последнюю ноту безысходности нотой оптимизма.
А для меня всегда необходимо, чтобы оставалась хоть тоненькая полоска света. Иначе зачем людям кино, зачем вообще искусство?
- Значит, ваше кредо: тепло и человечность?
Несомненно! Во всем! Помните сыгранную мною роль доктора Франсуазы Гайан? Она была в советском прокате. В конце этой картины моя героиня излечивается от тяжелой болезни. Если бы этого не было, я бы не согласилась играть доктора Гайан.
- Хотелось бы закончить и нашу беседу именно на оптимистической ноте. Хотелось бы узнать некоторые ваши женские секреты. Скажем, как быть элегантной, изящной, стройной, словом, совершенной? Обладать тонким вкусом, умением одеваться. Эт сетера, эт сетера, как говорят французы.
Думаю, я не смогу охватить столь разнообразные интересы. Секрет красоты - в естественности. Когда моя дочь Джулия радует меня своим нарядом, я, к своему удивлению, узнаю, что ее роскошное платье стоит фактически гроши. И секрет не в том, чтобы покупать дорогие вещи и щеголять богатством, надо приобретать то, что к лицу. Это и есть вкус, без которого женщине просто нельзя!
Француженок иногда называют экономными. Может быть, это не совсем так, но смысл в том, чтобы знать меру и в одежде, и в еде, во всем. Чувство меры просто необходимо женщине. И я стараюсь по мере сил следовать этому в жизни.
Статья из серии: Артисты театра и кино