Роль Сирано в пьесе Ростана «Сираио де Бержерак» ознаменовала возвращение знаменитого актера Жан-Поля Бельмондо в театр.
Бельмондо относится к людям, которые молча переносят обиды, нанесенные им. Но гнев, затаенный внутри, время от времени прорывается.
Так было в 1989 году, когда актер отказался принять участие в церемонии вручения премии «Цезарь», присужденной ему как лучшему актеру года за роль в фильме «Маршрут баловня» Клода Лелюша. Он не был первым, кто бойкотировал это телешоу вручения премий. До него были Миу-Миу, Делон, Анемон.
Киномир объявил ему войну, хотя он его уже покинул, несмотря на триумф в «Маршруте баловня». Бельмондо думал уже только о театре. Это был бунт против деятелей культуры, долгое время державших его в гетто коммерческих фильмов.
Как все, у кого было счастливое детство, Бельмондо очень чтил память своего отца - скульптора Роля Бельмондо. Жан-Поль был баловнем задолго до фильма Лелюша. Он был веселым лентяем. Его исключили из эльзасской школы. Он прогуливал уроки в лицее Паскаля. Жан-Поль был настоящим уличным мальчишкой. «Я был сыном художника, а не буржуа. Я всегда испытывал симпатии к толпе. Она отвечала мне тем же».
«Когда отец понял, что я хочу стать актером, он не стал меня отговаривать, - рассказывал Бельмондо.- Вовсе нет. Наоборот. Он рекомендовал меня одному из своих друзей - Андре Бруно, бывшему ранее руководителем театра Комеди Франсез. Я пришел к нему в театр. Бруно предложил мне прочесть что-нибудь. После нескольких моих фраз он остановил меня: «Все очень плохо. Вы абсолютно непригодны для данной профессии». Бруно позвонил моему отцу и сказал, что было бы лучше устроить меня на завод упаковщиком.
Я изнемогал от слез. Но мой отец приободрил меня. Он сказал: «Не волнуйся. Когда я захотел стать скульптором, преподаватель в ярости разбил сделанный мной бюст, крича: «Ничтожество, бездарь!» А затем прибавил: «Продолжайте работать».
Со своими внешними данными Жан-Поль Бельмондо в то время был обречен на амплуа благородных слуг: Скапен, Дон Сезар де Базан. Ему даже не советовали сдавать выпускные экзамены.
В Италии, где он впервые начал сниматься в кино, газеты называли его «очаровательный урод», что Жан-Полю льстило - он считал, что это означает «обаятельный зверь». «Я открыл путь молодым, которые пришли после меня, - говорит Бельмондо.- Никто не упрекает теперь Депардье, Анконина или д,Отей в том, что они уроды».
Бельмондо как, наверное, никто другой из собственного опыта знает, что такое уродство, так же как и Сирано Ростана. Но в отличие от Сирано только мужчины, а не женщины находили его безобразным.
Статья из серии: Артисты кино и театра