Что за зверь такой - наблюдательность? Какие есть упражнения для этого? Что можно причислить к основным аспектам наблюдательности?
На данные вопросы каждый из нас ответить по-разному, при этом большинство в процессе изучения так и не в силах дать точное понятие. Давайте с вами разберемся: «А что такое наблюдательность"?
А это, ни что иное как способность выявления характерных свойств человека, а также явлений и предметов, которая образуется как в профессиональной области, так и в повседневной жизни.
У многих назревает вопрос: «А зачем это нужно, зачем надо развивать в себе наблюдательность?». Прежде всего, она позволяет намного лучше воспринимать то, что происходит вокруг каждого из нас. А в частности - что скрыто, или то, что пытаются скрыть. Такая вещь, как наблюдательность, во многом раскрывает саму сущность человека, а также позволяет определить поведение в будущем.
Стоит отметить, что наблюдательность помогает за краткий отрезок времени дать оценку ситуации, и принять верное решение. Сей источник, во-первых, богат идеями, а во-вторых, дает в некотором роде, вдохновение, с каждой секундой наполняя жизнью каждого человека. Большинство людей творческих профессий во многом должны благодарить именно наблюдательность и то, что она дает - и это естественно.
Следующий вопрос, который вы можете задать: «А как же развить в себе эту самую наблюдательность? Что для этого требуется?». А знаете, все очень просто! Ведь всем нам наверняка известно, что развитие памяти тесно связано непосредственно с развитием наблюдательности. А потому, следует немало внимания уделять именно памяти. На просторах интернета можно найти комплекс мероприятий, собранных в видео уроки, в которых есть занятия по улучшению памяти и моторики действий.
Помимо этого, наблюдательность формируется не только из того, что было упущено когда-либо, а также то, что было уличено в мелочах, которые проносятся с каждой секундой; на которые среднестатистический человек просто не имеет времени, или желанья понять эти моменты. Следует проявить максимум внимания даже к самым ничтожным моментам, желание получать новые знания, постепенно собирая их в «багаж», и, конечно же, анализировать полученную информацию. Она есть, нужно только внимательно присмотреться, и вы все увидите!
Если судить о развитии человека, включая комплекс наблюдательности, можно заметить, что одно из главных условий является развитие зрительного анализатора. Об этом говорил писатель Константин Паустовский, который также добавил, что, в первую очередь, следует поработать над зрением, и смотреть на все непринужденным образом. На все смотрите так, словно это наполнено жизнью, небывалыми высотами отчасти. И вы через несколько минут заметите то, что даровано видеть не каждому человеку; моменты станут более яркими.
И какие упражнения рекомендуется делать, чтобы развить в себе наблюдательность?
Аткинсон Д.У. психолог по образованию, советовал воспользоваться следующими советами - упражнениями для того, чтобы была возможность максимально приблизить к себе наблюдательность. Ниже в данной статье приведены его советы, которыми, согласно его словам, не стоит пренебрегать, и действовать в соответствии с его инструкцией.
• Упражнение первое. Попытайтесь научиться «видеть» обычные вещи. Думаете, это легко? Попробовав, вы убедитесь, что все не так просто, как кажется. Для возможности выполнения заранее заготовьте вещь, обычную и неброскую на первый взгляд, которая находится у вас в доме. Например, учебник, карандаш или копилку. После этого, секунд 5-10 пристально посмотрите на предмет, который находится пред вашими глазами. Закрыв глаза, на время представьте, что предмет находится перед вашим взором, и что вы видите его реалистично. На протяжении эксперимента подумайте, что следует добавить, «дорисовать» так сказать - при этом, глаза сейчас должны быть открытыми. Закройте вновь глаза, и после дорисуйте мысленно то, что как раз не хватало, что вами не было замечено секунд 5 назад. Рекомендовано повторять упражнение в течение того времени, пока вы не научитесь запоминать, и безошибочно воспроизводить некоторые детали. Думаю, многие могут вам позавидовать, когда вы начнете без ошибок воспроизводить по памяти предметы.
• Следующее упражнение. Мысленно подумайте над предметом - использовать можно только тот, который был вами использован в предыдущем упражнении и после - нарисуйте его - только форму и те детали, которые сочтете необходимым. Но рисуйте только то, что видите мысленно; и естественно, рисунок может отражать ваше собственное восприятие той картины, над которой вам придется работать. Максимум подробностей, которые вы можете вспомнить, дадут положительный результат. Ошибки найдены? Не беспокойтесь, попробуйте снова, и не волнуйтесь, в скором времени, после пары-тройки тренировку, у вас все получится. Главное - идти к желаемому, и чтобы настрой был положительным. Только так вы добьетесь успеха в деле.
• Очередное упражнение требует внимания. И не только! Прежде всего, вам нужен будет один предмет. Но сама загвоздка в том, что вам надо будет рассмотреть именно детали, а на остальном не зацикливаться, иначе эксперимент пойдет насмарку. Естественно, запомнить становится сложнее, но в принципе, можно, если памяти у вас нормальная, а не второсортная. Лучше всего смотреть на лица людей, не обращая внимания на другие факторы - лицо губы, щеки и т.д. Вот если вы, к примеру, катаетесь на работу-учебу на маршрутке, то вам встречаются сотни людей. Это - идеальный вариант. Практика никогда не повредит, поэтому советуем вам проводить эти эксперименты чаще. И помните, что обличье у каждого человека - уникальное, способное отражать то, что происходит в определенный момент. Может и случиться так, что вы смогли запомнить изображение, сохранив его в памяти, но оно расплывчатое или непонятное. Выход один - проводить эксперименты как можно чаще, достигая успехов в данной сфере. Вот увидите - со временем станет проще!
• Увидев его, берите ручку и блокнот и записывайте, какие у него черты лица. Моделями могут служить не только люди. Но вы еще можете описывать здания, локации института, и многое другое! Так что, есть, где развернуться отчасти! Советую особо не затягивать с данным экспериментом.
• Если вы проведете четвертое упражнение, то сможете улучшить общую наблюдательность в играх. Хотя, с большей вероятностью, вы принимали и ранее в них непосредственное участие. И вот для проведения сего испытания вам будет просто необходимо несколько человек - от двух включительно. Вам понадобится парочка любых вещей - ограничений нет и ткань. Накрыв тканью ваши заготовленные ранее предметы, снимите скатерть, и по истечении 10 секунд, накройте заново скатертью. После чего попросите нарисовать друзей то, что они в течение этих десяти секунд запомнили. С каждой секундой количество предметов должно быть увеличено. Само собой, сложность повышается, и не так-то легко будет запомнить то, что участники эксперимента видели буквально недавно.
• А вот для 5 упражнения вам просто необходим друг, или коллега, который станет в некотором роде, помощником для возможности проведения упражнения. Ваш друг показывает вам карту - можно взять любую карту из стандартной колоды карт. После недолгой демонстрации, вы должны назвать не только достоинство, но и саму масть карты. Казалось бы, это упражнение простое, но не все так просто, как может показаться. Вначале ассистент должен показать карту медленно, в процессе увеличивая скорость показа. Ориентировано пятое упражнение на улучшение моторики взгляда.
• Скажу откровенно, положа руку на сердце, упражнение номер 6 не является обязательным; скорее, выполнять его можно по желанию. Если вы можете понять смысл того, что было написано впервые, то можете попробовать пройти. У меня вот не вызвало затруднений пройти тест. Но давайте все же, не мериться размерами друг с другом, если в себе чувствуете силы - то можете пройти, решать вам. А теперь ближе к делу. Для выполнения упражнения вам понадобится газета - можно взять обычную, но ту, которую вы не читали ранее. Свежего выпуска газета вполне подойдет. Прочтите взглядом несколько предложений, затем начинайте читать только при взгляде на строчку весь абзац, или даже страницу - это у кого как получится. На деле, как показывают испытания, более 50% людей прошли испытание без проблем, а остальные почувствовали, что не в состоянии осилить испытание, отведенное им неделю назад. Рекомендуется как студентам, так и людям, работающим в фрилансе. То есть тем, кому надо работать быстро, но не допускать ошибок в процессе работы.
• Седьмое упражнение, главной целью которого является воспроизведение в памяти всех лиц, с которыми вы встречались накануне, более подходит для флегматиков и меланхоликов, хотя, на мой взгляд, оно является ревалентным для всех четырех типов характера. На деле, вам предстоит запомнить помещение, в котором вы находитесь, обратив внимание на положение мебели, цвет и размеры предметов и т.д. После того, как вы зайдете в комнату, вам стоит запомнить максимальное количество деталей - чем больше запомните - тем лучше. После сих действ, запишите по памяти на лист бумаги то, что было увидено вами ранее, но не тяните со сроками. Записали? А теперь сравните то, что было вами изображено и то, что было в комнате. Допустили неточность? Тогда следует попробовать снова до тех пор, пока ошибки будут сведены к минимуму.
• И, наконец, восьмое упражнение от Аткинсона. Вам нужно постараться припомнить все те занятия, которые вами были выполнены в штатном порядке, а затем вспомнить всех личностей, с которыми вы встречались на протяжении одного календарного дня. Впрочем, вам может показаться, мимоходом то, что у вас за эти 24 часа практически и не было положительных моментов, но после нескольких минут выполнения упражнения вы, наконец, вспомните все то, что могли забыть. Кстати, вы можете стать и зрителем, наблюдая за всем происходящим в подсознании.
Думаем что смогли вам подсказать, как развить наблюдательность. Желаем успехов в начинаниях.
Статья из серии: Психология